Сечевое направление боя в Традиции «ЛЕС Печать

                Сечевое - "Стрелецкое" ведение Боя в Традиции "Лес".                 

                                                         



                                                                             Сеча  в Традиции – это осознанное пребывание в Силе Внутреннего Оружия,

                                                                     выраженное в определенном Образе Мысли и Действия, проявленное в особых         

                                                                  движениях.


     Сечей  называют активную фазу рукопашного боя, когда наступает время для Воина отрешиться от обыденного восприятия жизни и отдаться мгновенным, быстропротекающим действиям «Вольной Рубки». Здесь нет места измышлениям Разума Личности Человека – он отстраняется, а есть свобода проявлений навыков Ясного Разума Тела, когда личность человека растворяется в объеме его безостановочных движений и включается непосредственное  восприятие окружающей действительности.

     Издревле, под «Сечевым Боем» подразумевали  индивидуальную подготовку воина, владеющего обоюдорукой работой с оружием и умеющего вести бой вне строя, а также направление ведения безоружного боя, основанное на реализации навыков работы с определенными видами холодного оружия. В нынешним виде «Сечевой Бой» в Традиции, по словам Антипова П.В.,  начал сформировываться со времен бытования стрелецкого служилого сословия  как основной воинской силы в Царской Руси, находящейся в постоянной боевой готовности, и обозначало направление рукопашного боя,  культивируемого в их среде. С его слов, искусством «сечевого боя» достойно владели царские телохранители – РЫНДЫ, одним из излюбленных видов оружия которых, был боевой топорик. Особенно запомнился, во времена  царствования Алексея Тишайшего, некто Тимоха – он «красно бился на топориках».

     Самоназвание «Стрелецкий»  за этим направлением боя окончательно закрепилось в Традиции во времена гонения на стрельцов Петром Первым, которого они называли  «Осквернителем Устоев». Именно в то время, внутри Традиции создался крепкий круг из среды уцелевших, избежавших казней «СИЛЬНЫХ» стрельцов. Они - непримиримые, повязанные кровью, отринувшие деяния Петра и ушедшие целиком в жизнь Традиции, привнесли в нее свой жизненный уклад.

     Традиция ведь она живая и за срок ее жизни в ней то жреческие, то воинские, то вольные - мужицкие круги СИЛУ НАПРАВЛЕНИЯ набирали.

     Заслуги стрелецкого сословия перед отечеством, их ратная слава, не заслуженно замалчиваются со времен Петра Первого, но их наследие живо и сохранено в народе, даже без осознования корней этих знаний.

     Мне повезло воспринять у Петра Васильевича сохранившийся объем знаний «Стрелецкой Сечи», не только выраженный во внешних приемах «махания руками и ногами», но и в понимании внутренних истоков, корней происходящих движений. Увидеть полную картину происходящего действа, сочетающее в себе Ведовское и Воинское знание, а не разрозненные куски целого, бытующие в народе.

     Реальная эффективность движений в Сече многократно проверена жизнью многих поколений и моим собственным боевым опытом. Принцип Сечи прост - это умелая рубка по всевозможным  секущим траекториям, с вплетенными в них, пронзающими кинжальными ударами. Где прорубается и пресекается все, что летит, стоит и движется. Именно просекающее воздействие настоящей рубки и является основой ее эффективности. Не стуканье конечностями, а глубинное воздействие всего вашего тела на тело противника. Просечь – это значит одним полостным движением, без лишних взмахов, пройти сквозь состав человека. Из памяти о Сечи, в просторечье остались такие выражения, как « Я просек» - понял глубинный смысл чего – либо или « Я просек его и вижу насквозь» - т.е. понял сокрытый тайный смысл действий человека.

     В Сече развивается объемное пространственное мышление и его быстродействие, гибкость; расширяется кругозор виденья окружающего поля и развивается умение предвосхищать действия. Все движения в ней многофункциональны и сочетают одновременно в себе  атаку, защиту и освобождение от захватов. Гармонично и безразрывно вытекают одно из другого. Позволяют работать одной рукой, как двумя.

     Отклики сечевого умения,  в упрощенном виде, до сих пор встречаются в практике уличной драки, потому  что дают определенное преимущество над линейной техникой, особенно в ситуации один против многих. В годы моей молодости, во времена массовых уличных подростковых войн в г. Казани в 80 – 90х годах двадцатого века, бытовало выражение  «встать в отмах», т.е. бросить вызов или ответить на него, уйти в бой. Приняв при этом, широкую – самоутверждающую и в тоже время узкую - настороженную позицию похожую на сечевую – сабельную, с такими же широкими ударами. В этих широких размашистых движениях уже не было утонченности сечевого умения и осознанности действия, но память тела о рубке позволяла противостоять и, причем достаточно успешно, нескольким противникам, биться в толпе, как говорили – «уйти в отмах». «Уйти в отмах» - это не просто слова, а состояние боевой отрешенности, когда человек вышел за кромку своих жизненных страхов. Его уже ничто не волнует, кроме жизни боя. Он не дает пощады и не просит ее. Зная: дашь слабину, остановишься, заколеблешься или упадешь, сразу забьют насмерть.

     А знаменитая сечевая «русская мельница», которая в свое время была широко распространена в простонародных кулачных боях! Раскрученные  особым способом  круговые удары с двух рук  буквально перемалывали попавшего под нее противника. Сокрушая его не только физически, но и душевно. Умение крутить «мельницу» было показателем мастерства владения собой. Даже на этапе простого махания руками, в ярко выраженном эмоциональном накале, производится ошеломляющее воздействие на противника, что не однократно приходилось наблюдать в жизни.

     В Традиции войти в «Сечу» означает войти в Тело Образа оружия. Впустить его в себя – в свое живое тело, в тела рассудка и сознания. Быть им, в его проявлениях и ощущениях, воспринять его качества. Отдаться его Воле.  Умение оживить в себе Силы Образа Оружия – то есть проникнуться всем Разумом и Душой  качествами психофизического состояния, присущими данному виду оружия. Прочувствовать в себе его материю: массу, плотность, объем, сбалансированность  действий и способы воздействий. Увидеть проявление его воздействий в ваших движениях – является ключевым  в работе с Силами оружия. По своей внутренней сути, робота с Образами Оружия в Традиции – это, прежде всего, работа с возможностями Разума человека, его Сознанием и Рассудком, с их влиянием на движения Живого Тела, а «убойность» действий - это проявление их Сил. Главное, надо не только понимать, но и осознавать, что Вы бьете СОБОЙ, а не частью физического тела. Вы - само оружие. Входя в Тело Оружия, человек видоизменяется. Меняется  его: Тело; движения; дыхание и мировосприятие – согласно качествам оружия. Из него уходит «сырость» тела и его действий – он «проковывается».

     Надо помнить, что работая с Образами оружия, вы создаете в Себе Стихию Металла. Металл  издревле почитался сотворенным Духом.  Дух Металла выходит - выковывается из горнила природных страстей, соединяя в себе четыре Стихии: Огонь, Землю, Воду, Ветер. Недаром во многих тайных обрядах и заговорах  кованые вещи (гвозди, ножи, крючья и т.д.) имеют большое прикладное значение, как наделенные особой крепкой Силой.

     Три основных типа оружия (Образа Действия) почитаются в Традиции: нож, топорик, сабля. Три разных мировосприятия, с разными чувствами и ощущениями. Три Образа Мышления. Три вида воздействия: режущее, рубящее, секущее.

    Являясь самостоятельными техниками ведения боя, со своим  характерным почерком воздействий на человека, внутренней структурой потоков движения, жизненным ритмом действий, они в то же время за счет общих корней движений свободно сочетаются между собой, естественно дополняя друг друга, позволяя воину меняться во время боя. Переход из одной техники боя в другую  осуществляется сменой внутренних настроек движений. Общим управляющим корнем их движений, является позвоночник и его три направляющих узла. Нож – верхний отдел позвоночника (чело). Топор – нижний отдел (ядро опоры). Сабля – средний отдел (ярое ядро).

     Навыки «Стрелецкого Сечевого Боя» естественно вплетаются в более древние формы движений «Звериных манер», потому что у них одинаковое понимание основ природы движений.  Их роднит общий комплексный подход по реализации мощи  жизненных Сил всего состава человека. Основанием для их развития  является работа с состоянием Живого Тела и его ЖИВЫМИ потоками (раскрепощение и выстраивание), протекающими по жилам – ЖИЛЬНАЯ СИЛА. Живое Тело, управляя действиями Физического Тела (которое оно наполняет), обладает по сравнению с ним большими возможностями. Высвобожденные, раскрепощенные и грамотно выстроенные жизненные потоки  многократно усиливают действия и воздействия, производимые физическим телом, и не скованны его рамками. Они переводят тонкоматериальные Силы человека в грубо материальное воплощение и обладают большой проникающей способностью. Они создают в физическом теле особую плотность, меняющую его состояние - эффект  «прокованной стали». Если удар Физического Тела идет, как правило, по «мясу», то воздействие Живого Тела идет вглубь – «в кость».

     Просто, Сеча больше работает с проявлениями Разума Человека (Силы Мысли) в потоках движения его живого тела – соединяя мысль и действия, а Манеры с проявлениями  Сил Чувствующей ДУШИ  – соединяя чувства и действия. Бой ведут по Душе и, что от Души пойдет, то и выйдет. Про плохо выполненную работу, говорят: «Не от Души сделано». Выбор оружия осуществляется Душевным Настроем.

     Сеча и Звериные манеры взаимно дополняют друг друга. Например: Волку, Змее ближе нож; Кошке и Ворону   нож и сабля хороши; Медведю, Ежу, Кабану  близок топорик; Коню, Ворону – сабля; а Кочету - топорик и сабля, все поплечу. Сабля хорошо развивает плечевые  жильные потоки движений, топорик - в предплечьях, а нож – кистевые потоки. В общем, Сеча, «проковывая Разум и Тело», выстраивает общее управление  нужными жильными потоками и дает хорошую жизненную основу для раскрытия Свободы Выражения своих движений в Манерах. Убирая Хаос Жизни, и привнося Строгость действий – с оружием не шутят.

     Главным в практике Сечи  является работа с умением  Разума сосредотачивать  Силу Мысли в телесном действии. Вы оттачиваете не движения, а Пластику Своего Мышления в движении. Надо помнить: что, не наше тело не умеет двигаться, а мы не можем двигаться в своем теле. Чтобы достичь цели, надо уметь полностью сосредоточиться на ней, т.е. целиком уйти в ее воплощение. Воплотить – это значит своим мыследействием облечь ее плотью, создать завершенную реальность. Мысль через движения тела приобретает реальность. Чем сильнее мысль, тем сильнее движение.

     Кристальная чистота Разума, его ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ЯСНОСТЬ ВИДЕНЬЯ – путь работы в Сече. Оттачивают не движения, оттачивают Разум в движениях, отчищая его: от внешних влияний, «кривых мыслей», слабостей, сомнений и страхов, душевных переживаний. Достигая тем самым полного незамутненного сосредоточения Мощи Сил Мысли в своих действиях. Сила Мысли нашего Разума обладает огромными созидательными и разрушительными возможностями. Она проникает сквозь любые препятствия и зависит только от наших внутренних ограничений и умений воплощать ее в реальность. Все наши мысли отражаются в наших движениях, на нашем теле. Вспомним Великих Вождей, заставивших силами своих воплощенных мыслей сотрясаться весь мир, навязывая ему свою линию жизни. Все они обладали своей особенной магией движения, позволяющей им  убедительно и проникновенно выражать свои мысли.

     Именно умение   полного сосредоточения мысли в проводимом действии, отрешаясь от внутренних и внешних отвлечений, погружаясь Разумом на нужный уровень Сознания, позволяет достигать желаемого результата. Ты, как хищник в прыжке, как стрела в полете. Для тебя нет ни прошлого, ни будущего, ничего личного - только действие отрешенного состояния боевого вдохновения в настоящей миг жизни, где ты творишь, вдыхая жизнь в движение к цели. Это такое завораживающее состояние мышления, когда твое Я растворяется в движениях и наступает полное единство Слова и Дела, без лукавства Ума. В этот миг  ты получаешь Силу Радости Жизни, входишь в гармонию с ней.

     Когда я бью пальцами в стену, я бью не ПО СТЕНЕ (она только препятствие), я бью СКВОЗЬ СТЕНУ, видя выходящий результат пронзания. Настроенное Разумом Ясное Действие, когда ты, пронзая стену, сосредоточен не на ней, а на действие сквозь нее, изменяет ощущения в теле, выстраивает нужную структуру движения в нем, изменяет ощущение действительности сопротивления объекта и глубину воздействия на него, создавая эффект погружения и затягивания в действие.

     Работа с настройками Разума позволяет создавать разную реальность действительности. Поэтому виды Сечи рассматривали в Традиции как инструменты изменения мировосприятия человека, воздействующие на  Тела Рассудка и Сознания, влияющие на Силы характера человека, его умение рассуждать, на состояние его мышления и внутреннее отношение к действительности. Входя в состояния определенного Образа оружия, приобретая его Силу, воспринимая его характерные черты как свои, воин имеет возможность через присущие этому оружию движения настраивать себя на нужный лад, сосредотачивать  нужные ему в данный момент жизни Силы Своего Характера, выраженные в движениях.

     Топор – это СМЕТЛИВЫЙ УМ. Плотная, бескомпромиссная  рубка на средней дистанции. Он дает стойкость, твердость, непреклонность, надежность, замкнутость, прямую простоту выражения в действиях – «как топором рубанул».

     Сабля – это ГИБКИЙ УМ. Свободная, вольная сеча на дальней дистанции. Она дает легкость, непринужденность, общительность, изворотливость, удальство, бесшабашность и широту выражения в действиях – «саблей крутит, только свист стоит».

     Нож – это ОСТРЫЙ УМ. Жесткая резьба на короткой дистанции. Он дает решительность, скрытность, утонченность, резкость и меткость выражения в действиях – «как ножом приколол, язви тебя в душу».

     Практики Сечи - это мощная динамическая медитация, соединяющая в себе воздействия Сил ритмов: движения, дыхания и звука. Они позволяют: отрешившись от смуты Разума, привести в нужный порядок свои мысли и действия; настроить  Образ Мыслей на нужный лад; задать определенный характер действий в жизни; поменять отношение к действительности или просто отдохнуть от себя.  Сеча как инструмент управления очень хороша, когда: необходимо собрать себя или, наоборот, разрядить себя; вывести из себя мощь определенной конструкции жизненных сил  для воздействия на состояние событий внешнего поля.

     Образ Оружия – это Собирательный Образ для обозначения технических и тактических особенностей определенного направления рукопашного боя. Не подражание оружию, а воспроизведение в себе навыков работы с ним. То есть, ты работаешь не как с оружием, а как ты сам это оружие. Преображаешься в него. Воспроизводишь воздействия его ударов. Мир оружия - это свой особенный мир, свое Восприятие Сознания.

 

 

Практика "Сабельной Сечи".

 

 

                                                                                              Искусство  «Сабли», искусство вольности внутреннего полета.


     Сабля – это раздолье в движениях. Их широко и звонко льющаяся песня. О качестве сабельной рубки судят по звуку рассекаемого воздуха. В правильно построенных движениях само Тело начинает по особенному звучать – звенеть.

     Образ «Сабли»  в этой технике рукопашного боя говорит сам за себя. В работе используются технико – тактические навыки, присущие реальному сабельному бою, с воспроизведением процесса нанесения сабельных секущих и проникающих ударов.

     Основная позиция, в которой происходят движения, называется «Листочек».  Это  скрытое, широкое, узконаправленное положение тела. Выстроенное в одну линию (плоскость) и полностью скрытое за свободной передней рукой, напоминает тонкость листа дерева. Позвоночник прямой – «выстроенный». Он является истоком всех движений. От свободы его управления зависит результативность всех действий. Передняя рука и нога остро вытянуты вперед. Они ПРОСТО и СВОБОДНО лежат на поле, не жестко выставленные (изрубят) и не расслабленные (разболтанные), а чуткие – наполненные внутренним движением. Все движения вперед – назад, влево – вправо и смена позиций, осуществляется не движением ног, а тонкой работой позвоночника.

     В Сабельной Сече  присутствуют две тактики передвижения и ведения боя: «вальсовка» и «рубка». Вальсовка - напоминает одноименный танец «Вальс». С его плавными, быстрыми, отточенными движениями и переходами, с его тонкой коммуникативной связью с партнером, с эффектом «прилипания» к его действиям и чуткой игрой дистанцией. Основной бой ведется фехтованием одной выдвинутой рукой и ногой, держа противника «на острие» действий. Сокрытые из виду, задние рука и нога  наносят  выцеленные, резкие, сокрушительные колющие или рубящие движения. Рубка  ведется при кратковременном  плотном боестолкновении с противником и отличается слитной обоюдорукой работой, с быстрой сменой движений рук и ног и умением мгновенно менять плоскости атаки. Задача рубки: в быстром выплеске Сил  «порубать» противника, «вписавшись» в его движения.

    Главным моментом в работе с любым холодным оружием  является умение прочувствовать его  «балансировку». Хорошо сбалансированное, уравновешенное оружие легко в управлении и само просится на проведение определенных движений. Также и с телом человека. Чтобы легко войти в управление движением, необходимо найти  точку баланса этого движения. В «Сабле» она находится на линии позвоночника, на уровне середины ярого ядра, примерно в точке угла свода лопаток. Дело в том, что ворочать при каждом движении всей массой тела - занятие непродуктивное, много затратное и более длительное по времени. Работая ОТ ТЕЛА, мы больше боремся с собой, чем с противником, затрачивая кучу усилий на замах – отмах, поднятие – опускание, и в итоге к цели доходит небольшая часть мощи движения. Работая от точки баланса Сил движения, мы выводим их мощь напрямую, ИЗ ТЕЛА в цель, не ворочая весь массив физического тела. Ощущение его объема просто растворяется в действии, и замахи с отмахами сливаются в одно легковесное  цельное движение. Движение не толкается наружу, а выпускается из себя и ведет тебя само, выплескивая в момент удара  всю свою мощь. В краткий миг окончания удара  создается эффект «жесткой натянутости клинка», который пронзает – просекает насквозь.

    Сечься в сабельном бою – это умение «ОТВЯЗЫВАТЬ» свои движения, умение быть ВОЛЬНЫМ в своих действиях. В большинстве случаев мы не вольны собой и своим телом, своими помыслами и действиями, а скованны Силами Рассудка – предрассудками.  Отвязать – значит: освободить от ненужного сковывающего контроля - «внутренней узды»; распустить навязанные в Разуме и Теле, стягивающие узлы движений; выпустить на  свободную волю  потоки жизненных Сил,  просто управляя внутренним ходом их движения. В «сабельном теле»  отвязывается рука в плече и нога в бедре. Освобожденные живые потоки наполняют их тяжестью своей мощи, создавая ощущения отрыва от тела, а умелое управление  балансировкой позволяет, работая на больших скоростях,  мгновенно, без усилий изменять плоскости их движений, создавая в поле  особые  плетения: петли, треугольники, кресты, звезды, лучи, круги, строчки и винтовые кручения вокруг своей оси. Они творят неповторимую сабельную пластику, где вольно «отвязанные» руки и ноги, повинуясь малейшему колебанию позвоночника,  мгновенно изменяют траекторию движения, нанося  мощные, неожиданные, без замахов и подготовки, сквозные удары из любой точки пространства.

     Все сложные «сабельные» плетения  состоят из простых защитно – атакующих групп движений: колющие, пластующие и вспарывающие, которые основательно оттачиваются  до появления особого звучания движения – «Шелест Сабли». Надо учитывать, что физическое тело – не железный прут и его прочность весьма ограниченна. Им не надо стучать, как палкой по дереву. «Шелест Сабли» -  это особая проводка движения, когда грамотно расположенная в полете, наполненная рука    не стукает, а проходит по противнику. В краткие доли  мгновения столкновения протягивает рассекающим движением. Такая подготовка позволяет «голой» рукой, без особого ущерба, эффективно фехтовать против палочного боя.

     Пластующими   называются движения, которые проносятся по вертикальным и горизонтальным плоскостям сверху в низ. Они бывают: косыми – секущими и круговыми – прокрутывающими.

     Пластующими круговыми   называются удары, которые наносятся широкими, одномоментными прокрутывающими движениями вокруг плеча, так,  чтобы прокрутившись по полному кругу, вновь вылетали на следующий круг. В выпрямленной руке ударной поверхностью является все предплечье и кулак. Их еще называют  разваливающими ударами.

     Пластующими косыми  называются удары, идущие по дугообразным секущим плоскостям, от плеча к бедру. Как с наружи тела, так и изнутри него. Ударной поверхностью является вся рука. Часто они наносятся «крест - накрест» - «окрещая на полы» противника, то есть, рубя на половины.

     Вспарывающими   называются восходящие снизу вверх потоки движений. Самоназвание говорит об их воздействии: вспороть движения и тело противника, поднимая свои потоки ввысь. Они не дают противнику осуществлять уклоны и проходы вниз. Подлавливают, подцепляют и насаживают движения его тела. По характеру своих действий они разделяются  на резкие – взмахивающие  и подкидывающие по кругу.

     Вспарывающими взмахами   называются резкие, взрезающие удары. Они идут по дуге, от бедра ввысь,  выкладывая Силы в единый взмах. Перехватывают, взрезая на корню, действия противника. На своем восходящем потоке  естественно переходят в пластующие удары, давая им дополнительный разгон.

     Вспарывающими подкидывающими    называются  мощные   круговые удары, раскрученные в плече  особым подкидывающим движением. Они наносятся  свободно выпрямленной рукой, с «утяжеленным» кулаком и предплечьем, вламываясь в действия противника.

     Колющими   являются прямолинейные  - лучевые, выцеливающие движения кулаком выпрямленной руки, без дополнительного локтевого хода. Лучевыми  они зовутся  потому, что выпускаются  силовыми импульсами центра ярого ядра. Напрямую, без подготовки - через плечо, сквозь руку. По характеру действия они различаются  на передние – колющие  и задние – кинжальные.

     Передние – колющие - это удары острием кулака выведенной вперед руки. Они наносятся по трем прямым траекториям: с боку, снизу и изнутри. Их главное воздействие – коротко, жестко и точно проткнуть противника, не подставившись под встречный удар и не давая ему сблизиться. Выцеливая противника, они держат его движения в прицеле своих действий.

     Кинжальными  являются удары задней скрытой руки. Они наносятся при сближении с противником, жестко пронзая его. Существуют два кинжальных удара: короткий, четкий прямой выброс кулака  с одновременным ударом или шагом ноги вперед  и мощный  маховый  -  пологоложащийся удар с одновременным подшагом передней ноги.

     Удары ногами в «Сабельной Сече» имеют свои особенности, продиктованные Образом действий в ней. Они  устроены таким образом, чтобы предваряя, дополняя и завершая действия рук, неразрывно следовать  общей структуре движений Сечи. Они наносятся мельком, не выделяясь и не задерживаясь в  поле - иначе срубят. Отвязанные в ядре опоры, они выносятся из тела легко, без напряженных усилий, управляющими импульсами в позвоночнике. Взаимодействуя совместно с руками, удары ногами схожи с ними по структуре исполнения. С передней ноги наносятся: Прямой втыкающий – жесткий удар, носком выпрямленной ноги; Ввинчивающий прямой – штопорообразный удар каблуком;                  Секущий сверху – удар каблуком выпрямленной ноги сверху;                Секущий снизу – двухходовое движение удара каблука вверх и вниз.

     Удары задней ногой не ведут активный бой. Они более тяжелые, проносные и наносятся в конкретный момент боя. Их задача - мощным движением «просадить» противника, когда он слишком приблизился или подставился. Наиболее эффективны в своих действиях следующие удары: Встречный с носка – короткий  прямой удар носком ноги  совместно с кинжальным ударом руки; Просаживающий каблуком – особо мощный  просаживающий удар каблуком, с резким выбросом от себя прямо вниз; Просекающий понизу – низовой  подбивающий удар выпрямленной ногой, с одновременным встречным пластующим – косым ударом рукой.         

     Самое главное в ударах ногами,  чтобы они совершались в шаговом режиме и «не разлетались», выделяясь из общей структуры движений; были чутко послушными в управлении осанкой (позвоночником) тела, реагируя на малейшие ее изменения.

     Говоря о «Сабельной Сече», нельзя не упомянуть о входящих в нее разбойничьих ухватках. Например, ущемляющих плоть щипковых ударах «прищепкой». А также и «щитовых» ударах близкого боя, построенных на воздействиях предплечьем полусогнутой руки. Действуя на внутренних потоках движения, они вышибают противника с поля и, подбивая, выламывают летящие в ударах руки и ноги.

                                                          Мир «Сабли» - мир своевольного, раздольного движения в поле.

 


               Практика боя «СЕЧА  ТОПОРИКАМИ».


                                                                                  Мир «Топора» - это искусство внутреннего лада в ясной                   

                                                                                  лаконичности Мысли и Действия.


     Это «приземленная» техника сечевого боя, от нее так и веет надежной, крепкой уверенностью в своих действиях  неторопливого и скупого в движениях  мужичка – лесовика. Движения воина воспроизводят Образ навыков работы с боевыми топориками. Несмотря на кажущуюся простоту выполнения основных действий, он наполнен своими сметливыми «хитрыми придумками» и требует особой внутренней четкости, выдержанности  и основательности в работе. С топором не суетятся и не дергаются невпопад, иначе движения смазываются и идут «насмарку». Надумал – бей  без раздумий и рассуждений, с толком, чувством и расстановкой. То есть, в момент удара,  в единое целое соединяются: точная нацеленность мысли, нужный душевный порыв сделать и ладное движение тела. Это необходимые составляющие настоящих глубинных рубящих движений, взмахом прорубающих кость. Если в Разуме согласия нет, если присутствует внутренний разброд и шатание, то и в движениях будет или бестолковое махание, или скованное тюканье  сырых «мясных» ударов. В практике «Топора» происходит  работа по созданию в человеке четкости жизненной позиции, выраженной в движениях; по приведению в определенный содержательный жизненный порядок – Образ Мыслей, Чувств и Движений; по созданию крепкого  жизнеутверждающего склада характера, проявленного в действиях.

     Ладными движениями тела  зовутся движения, живой поток которых выходит из тела  слитно, без усилий и принуждений, непосредственно через кулак или ступню: буквально выстреливая их, минуя сковывающие их двигательные связки.  «На топориках»  важным  является умение «отвязывать» предплечье в локтевом суставе, когда при выходе освобожденного движения  создается ощущение отрыва кулака или ступни от тела. Вырвавшись на свободу из оков физического тела, они, управляемые Силой Мысли и Ритмом Движений, ведут свою вольную пляску. Не растрачивая Мощь Действий, наоборот, набирая ее с каждым движением.

     Жизненный Ритм Движений  задается «поступью». Это такой ход тела в движении, при котором  в нем создается определенная импульсивная живая вибрация, идущая от подошв ног. Он напоминает упругий, равновесный ход по болотным кочкам, когда нельзя оступиться. Поступью в Традиции  называют воздействие всей полнотой подошвы на землю. Она может быть разной – мягкая, важная, твердая поступь и т.д. В «топориках» применяется упругая поступь, задающая своим пружинным потаптыванием необходимый ритм дыхания и движения телу. Свободное тело, равновесно расположенное на пружинных ногах, является проводником живых потоков движения, идущих от земли ввысь, замыкая их в себе. Подхватывая силовые импульсы поступающих потоков, оно переводит их в ударные воздействия. Поступь человека – показатель качества его жизненного ритма и здоровья, по ней судят о его позиции в жизни. Она напрямую связана со ВЗМАХОМ ТОПОРА. Она едина с ним – «сильна поступь во взмахе, да тяжком пробиве». Ступня должна быть живой, подвижной, чуткой – а не только, чтобы ботинки носить. Ее нужно уметь слышать и тогда она будет  оберегать вас от действий противника – считывая их и подстраиваясь под них.

     Взмахом называют не просто замах руки или ноги во время удара, а цельное, слитное выведение движения в цель, показатель внутреннего мироустройства человека. По качеству взмаха судят о мастерстве воина.  В хорошем взмахе так складывается  движение, что практически скрывается с глаз само его действие, делаясь  мимолетным. О важности умелого взмаха в Традиции говорится: «Долгий взмах – всей жизни укорот»; «Топор  то другда замах не вдруг»; «Как взмахнешь – так и приложишь». Сила Взмаха Топора - это искусство точного совпадения Ритма Мысли и Движения. Чем точнее и четче выражение мысли, тем точнее и сильнее удар «топора».

      Надо помнить, что в Сече нет разделения на защитные и атакующие действия – все ЕДИНО. Удары наносятся  потоками Живого Тела, а не просто действиями Физического Тела. Чтобы понять разницу работают на дереве (сосне или березе). Во время нанесения ударов жестким физическим телом вы будете ощущать боль и ломоту в костях, а при работе на живых потоках движения вас будет затягивать в желаемое действие. Руки сами будут ходить «ходуном». Самое главное в ударах - грамотно устроить расположение кулаков, чтобы они били всеми костяшками пальцев. Они должны быть свободно сжаты в кольцо и не должны закрепощать движения в запястьях. Силуэт рук напоминает силуэт топора, где предплечье – это топорище (рукоять), а изгиб кулака – лезвие топора.

      Удары «топориком» эффективны в своей простоте, четкости и незамысловатости. Вся сложность в работе с ними и заключается в том, чтобы сделать их такими. Убрать мешающие, сковывающие их свободу действий, заморочки Разума. Его смуту сомнений и замешательств, желаний - нежеланий. Они должны бить сами – на чистом намеренье мысли и действия. Сказано – сделано.  Правдивый, честный удар выходит на одном «чистом» дыхание: без физического напряжения и усилия  или разболтанности. Он не бьет, стукая по мышцам, а рубит,  проникая сквозь них в кость.

      Основные удары в действиях «топорика»:

      Короткий рубящий «топорик»  - их два вида: внутренний и внешний. Они наносятся коротким  резким, опускающим сверху вниз, движением руки  – «под ручку», то есть наискосок. Локти, прикрывая тело, не удаляются далеко от него и практически неподвижны. Удары наносятся всем «лезвием» – ровно всеми костяшками кулака. Внутренний «топорик»  бьется от груди, от противоположного плеча. Внешний «топорик»  бьется от своего плеча под локоток противоположной руки. Они наносятся или в паре, одной рукой «крестя» поле, или вразнобой, разноименными ударами с двух рук.

      Прорубающий «топорик» - длинный, целенаправленно сокрушительный удар. Он наносится мощным отталкивающим движением от земли, с резким «хаканьем» обрушиваясь сверху вниз, как при работе деревенским «колуном». Бьется на средней и дальней дистанции боя, с резким ее сокращением: двумя ногами сразу или с длинным выпрыгом одной ноги. Удар наносится «лезвием топора» - всеми костяшками правильно поставленного кулака.

     Волновой «топорик» - это плавно поступающий удар сверху вниз.  Отталкиваясь от поступи, волновое движение проходит через все тело, складываясь в глубокий прорезающий удар. Удар наносится  как «лезвием топора» - костяшками кулака, так и «топорищем» - острием локтя. При ударе кулаком  нужно особо внимательно следить за его постановкой в конце  ударного движения, чтобы волновой поток выходил ровно по всей плоскости «лезвия». Удар ведется с равномерным распределением сил, имея возможность свободно, без напряжений и усилий, на одном дыхании многократно повторяться, и  с каждым последующим движением, разгоняясь, набирать мощь – это называется  «поймать волну».

     Удар углом – это тычковый удар, может наноситься по разным траекториям. Углом называют  особым образом сложенный кулак, с выдвинутым вперед суставом указательного пальца. Он наносится слаженным глубоко втыкающим движением. Он не бьется, а именно втыкается: коротко, жестко и без замаха - проводя  точечное, глубоко травмирующее воздействие.

     Подбивающий удар – он наносится вертикально, снизу вверх и вперед «обухом топора» -  наружным ребром кулака. Этим коварным ударом, хорошо подбиваются руки противника под локтем (под «электрическую косточку»), нос и подбородок. Он напоминает подачу мяча в волейболе.

     Прямой удар с вывертом – это прямой, вывернутый в локте удар, наносящийся «лезвием»  снизу и вперед. Локоть смотрит вертикально вверх. Рука в ударе должна не «тюкаться» на мышцах, а мощно выбрасываться из тела.

      Боковой с подрезом –  резкий, протягивающий, круговой удар с боку. Удар наносит «лезвием», кулак в момент удара внутренней стороной ладони повернут вверх. Он  похож по действию на внешний топорик, только тело в момент его нанесения подкручивается.

     Боковой удар с вывертом – это короткий боковой удар, в момент нанесения которого,  кулак выворачивается «на изнанку» внутренним ребром вверх. Он хорошо сбивает руки и ноги противника, прикрывая тело, и на короткой дистанции бьется в висок.

     Ногами в «топориках» особо не помашешь – отрубят. Поэтому, удары наносятся короткие, низовые, без изысков и в основном по опорам противника. Они бьются в ритме движения «поступи», то есть, наносятся напрямую - самостийно толчком подошвы от земли,  минуя фазы подъема и реагирования ног и тела. Силой ритма толчка подошвы от земли, они вбиваются в противника. Их три основных вида: вбивающий прямой; сверху обушком; рубленный боковой. Они очень практичны и эффективны в любой обуви, удобны на любой земной поверхности. Их невозможно перехватить.

     Вбивающий удар – он наносится быстрым, прямым вылетом от земли; мощным, плотным толчком всей подошвой.

     Удар «обушком» - наносится сверху пяткой. Его необходимо наносить не задействуя мышцы ног, одним движением: толчок ступни – падение пятки. Он хорошо врубается в живот и ноги человека.

     Рубленый удар – он напоминает удар лезвием топора. Наносится по дуге с боку, внешним ребром ступни с выделением каблука.

            На основе ударов «топориком» построены воздействия движений называемых - резкий «хват», когда одновременным ударным захватом проводится  выламывание конечности. Естественно и непринужденно из движений поступью выходят перехваты и заломы конечностей «клещами» - двумя предплечьями, а также резкие мощные срывы противника с опор вниз. Поступь легко считывает и подхватывает ритм движений противника, позволяя  своевременно уходить от его задумок. Поступью слушают вибрации поля.

                                                                         Мир в «Топориках» - мир крепкого утверждения себя в поле.


 

                   Практика «НОЖЕВОЙ  СЕЧИ».

                                                                                             

Искусство «Ножа», искусство   

                                                                                                       отточенной пронзительности своих действий.


     Владение «Ножом» требует особенного, тонко настроенного, управления собой и своими действиями в поле. Проявления Сил «холодного  расчетливого Разума» в особом состоянии Сознания – внутренней тишины и предельно собранного внимания.  Быстрого и точного сосредоточения живых потоков тела в точках воздействия. Умения видеть и осознавать малейшие, мельчайшие подробности происходящего, проникаться всем своим движением в суть действия. Хороший нож не бьет, а входит в тело, как в масло. Про состояние «ножа» в народе говорят: «Нож хорош, когда он пригож, в руке хож». Чтобы нож был в руке, нужно уметь ходить в «ноже», где тело - ладная рукоять, ваши действия – отточенное лезвие.

       В Традиции умение ходить «ножом»  называется «Травинка». «Травинка» - это такой способ внутреннего собирания тела, при котором его внешний объем  суживается и  преобразуется в тонкую кромку листа, колеблющегося на ветру. Движения тела настолько узкие, что оно буквально ходит по одной половице, незаметно скрытое за действиями рук и ног. В «ноже» ходят  невидно,  тихо и осторожно – без шума и пыли, а бьют  стремительно, кратко и мощно.

     Ладони рук расположены по линии позвоночника, чутко прикрывая горло и пах. Они свободно «отвязаны» в кистях. Движения рук и ног слаженно повинуются тонким колебательным движениям позвоночника, направляемые намерениями с верхнего ядра тела – с Чела. Луч направления потока движения идет со «звезды во лбу», точки сосредоточения в середине лба.  Их взаимодействие образует связку действия в поле: Чело – Ладонь – Цель. Чело задает общее начало движения. Свободно «отвязанные» стопы и ладони, в настроенном должным Образом Разуме, сами, в вольной охоте, лихо, качественно и прицельно отрабатывают по целям. Их Сила складывается: из мощи мгновенного, краткого начального выброса потока движения и остроты его устремления. Именно краткая конкретная  внутренняя мощь выброса – выпускание ножа напрямую в цель, минуя расклад движений рук и ног, является главным поражающим умением. А не физические, быстро – бестолковые действия махания и тыканья конечностями. В правдивой чистоте простых действий   кроется залог успеха. УВИДЕЛ. ПОДОШЕЛ. ПОРАЗИЛ.

     «Ножи» хороши, в своем стремительном мыследействие,  мгновенной реакцией на действия в поле, порой опережая их.  Мысль и Действия едины. Они должны четко совпадать во время движения. Качество воздействий зависит от качества Силы Мысли Разума, формирующей действие. Отточено - направленная плотность мысли отчетливо видна в действиях на поле, ее сложно сбить с толку. Она ведет движения насквозь плотности противника.

     Работая на возможностях  только Физического Тела, невозможно добиться нужного результата действия. Без внутренней глубины проработки движений Живого Тела, действия физического плана теряют боевой смысл. Вместо острой подрезки руки, будет идти тупой отбив. Выстроенные должным образом жизненные  Потоки Живы в теле, создают особую «стальную» крепкость и живость удара. Они, переливаясь в теле, оживляют его, делают пластичным, обладают большей свободой проникновения. Подобно подвижной текучести ртути - то собираются в тяжелую плотность, которая тянет движение вперед, то утекают, уводя его назад. Задача физического тела воплотить их, т.е. облечь в плоть грубой материальной формы и обеспечить беспрепятственное прохождение по телу в нужную точку или зону. Нужно осознать, что в ударах участвуют не руки и ноги, а конкретно стопы и ладони. Ладони рук настраиваются не битьем, а катаньем - специальными упражнениями «заточки». Эти упражнения позволяют глубоко проникнуться действием ножа – его тактильными ощущениями, развить жильную силу в кистях и пальцах, сосредоточить живую мощь в ладонях  - создавая в них прочность стального лезвия.

     Колеблясь в позвоночнике, как травинка – былинка на ветру, воин устанавливает связь с миром, входит в жизненный ритм противника, скрадывает его движения. Он стремится занять, войти в центральную линию человека, чтобы из его нутра  управлять его движениями, перехватывая их в изначалье.

     Внутренний смысл тактильных воздействий, заложенный в практике «Ножа», исходит из действий приемов обращения с настоящим ножом. Топор рубит. Сабля сечет и пронзает. Нож разрезает и прокалывает.  Для него главное не внешняя мощь действия, а незаметное глазу, тонкое мимолетное пронзание – когда, утончаясь, плоть пропарывает, прорывает до нутра, нанося внутренние повреждения. Создает внутреннею боль.

     Практика «Ножа» дает: «остроту внутреннего взора», обостренное внимание в виденье происходящего, быстроту осознания действий, хладнокровную жесткость выражения своих мыслей и действий, чуткую нежность внутреннего внимания. До тебя пальцем еще не дотронулись, а ты уже реагируешь. «Нож»  создает жилистое тело, формирует особый склад характера и восприятие мира, вводит в свое состояние Сознания, убирает поспешность действий - суету не настоящих «быстрых» движений.

     Ударную основу многообразных технико – тактических действий руками в «Ноже» составляют два воздействия: ребрами ладони и кончиками сложенных пальцев. Ладонь надо уметь собирать так, чтобы большой палец был притянут к центру ладони, а остальные плотно стянуты к жестко вытянутому среднему пальцу. Ладонь должна свободно ходить в запястье. С ладонью необходимо подружится, вникнув в процесс производимых действий. К ней нельзя относиться небрежно, иначе накажет травмой. Движения должны идти сами, направляемые свободной внутренней Силой, без малейшего физического принуждения и духовного неверия. Движения в ноже должны стать кратко – стремительными, а не быстро – машущими.

     Основополагающими ударными действиями, на которых строятся различные комбинации движений, являются следующие группы ударов: «протыкающие – прямые»; «режущие – кривые»; «полоскающие»; «швыряльные»; «шинкующие»; «взрезающие».

     Протыкающие удары – это группа прямых ударов в конечности и тело человека. Они наносятся кончиками стянутых пальцев. Ладонь при ударах располагается – либо вертикально; либо горизонтально - с направлением внутренней части ладони вверх или вниз.

     Кривые  удары – это ярко выраженные одиночные, круговые удары ладонью. Они наносятся: внутренней или внешней кромкой  ладони и пальцев по короткой дуге, без выделения «точки стуканья». В отличие от восточной традиции - они не раскалывают, а режут вскользь, мощно прорезая всей кромкой ладони  глубину плоти.

     Полощущими ударами  называется группа  резких  режущих, слитных в едином потоке разноплановых ударов в одной плоскости. Они наносятся равносильно, на одном движении - на одно дыхание. Ладонь настолько свободно «отвязана» и «отточена», что своим безразрывным мельканием  напоминает полоскание белья руками или движения полотнища на ветру.

     Швыряльные удары –  они напоминают по своим действиям метание ножей. Удары наносятся мощными  плавными движениями вдаль, резко выпуская – выбрасывая ладонь в полет. Поражающее воздействие производится кромкой ребра ладони или острием пальцев.

     Шинкующие удары – короткие, стремительные, «пулеметные» удары в одну точку. Движения настолько свободны и насыщены своей взрывной силой, что одномоментно, в одном ударе, наносится несколько коротко рубленных или протыкающих ударов, которые буквально размолачивают точку поражения.

     Взрезающими ударами  называются движения, одновременно сочетающие в себе  режущие и протыкающие свойства, где одним движением подрезается конечность человека и протыкается его тело.

            Удары ногами в «Ноже» имеют свой собственный почерк нанесения. Они бьются без замаха – с места, особым резким выбросом - «швырком» стопы поворотом позвоночника, такие удары называют «швыряльными». В конце удара нога и тело превращаются в жестко натянутую струну. Они стремительны и малозаметны, бьются «накоротке». Нанося удары, надо помнить, что мышцы ног и тела  присутствуют как проводники движения и их роль – быть незаметными, не мешать связке: позвоночник – стопа.

            В «Ножевой» практике применяют следующие особые удары: «прямой меток», «боковой подрез», «шило», «подруб».

     Прямой меток – прямолинейный, утонченный удар носком стопы. Носок стопы метается прямо, резким поворотом позвоночника, в голень ноги и низ тела. В момент удара, тело с ногой выстраиваются в одну узкую жесткую линию.

     Боковой подрез – он осуществляется ударом  внешнего «канта» ребра подошвы выпрямленной ноги. Подошва вылетает по внутренней траектории поворота позвоночника, врезаясь в щиколотки, подколенный сгиб и в бок тела. Его движением  хорошо срезать удары  ног противника.

     Шило – этот чрезвычайно болезненный «отсушивающий» удар наносится горизонтальным  точным движением ОСТРИЯ колена. Он проводится резким тычковым действием в мышцы ног и низ тела.

     Подруб –  этим ударом подрубают щиколотки и колени ног. Он наносится мощным движением прямой ноги, внутренним «кантом» ребра подошвы.

            Все удары ногами проводятся ЛЕГКО, без внутреннего напряжения. Они должны быть неуловимы, чтобы их не порезали в движении. Чтобы преуспеть в практике «Ножа», необходимо уметь мыслить, как нож.

                                        Мир «Ножа» - мир утонченного восприятия и проявления себя в действиях жизни.

 

           

           

            

 

 

 
Старославянская воинская традиция "Лес"